Геостратегический взгляд на будущее Казахстана
Еще несколько дней назад автор не предполагал отдельно рассматривать перспективы и будущее Казахстана, общая ситуация была ясна, понятна и не очень радостна. Вот только отставка Нурсултана Назарбаева ускоряет ряд процессов и может спровоцировать обострение проблем раньше, чем ожидалось. С другой стороны, открылось небольшое окно возможностей, так как часть обязательств и соглашений, данных Елбасы, перестает действовать
Положение и будущее Казахстана существенно отличается от остальных постсоветских территорий в Средней Азии. Заниматься подробным сравнительным анализом не будем, так же как опустим рассказ о, несомненно, громадном вкладе Нурсултана Абишевича в текущее состояние и уровень страны, вот только цена оказалась высока – отсутствие стратегических перспектив. Автор не уверен, что у Назарбаева был шанс качественно улучшить ситуацию, но пространство для маневра у него безусловно было и наряду со свершениями были и ошибки.
Для казахского народа, не нации, а именно народа, Назарбаев стоит в одном ряду с Абаем Кунанбаевым, кстати, автор советует всем уделить время четырехтомнику Мухтара Ауэзова «Путь Абая» и произведениям самого Абая Кунанбаева, многие вещи из психологии народа станут понятны.
Текущее состояние
У Казахстана нет никаких перспектив стать геополитическим игроком (владение тремя типами войн и формирование собственного панрегиона), в принципе, благодаря Назарбаеву и большому количеству русскоязычного населения, оставшегося после распада СССР, Казахстан получил два десятка лет благополучия. Но произошло, как всегда, ценой кратко и среднесрочной спокойной и относительно благополучной жизни стала утрата долгосрочных перспектив.
В настоящее время Казахстан проявляет черты державы суши, именно черты, поскольку полноценной державой он так и не стал. Сейчас это все еще «земля» – территория с населением и ресурсами, а перспективы у земель в ближайшие десятилетия не очень большие – войти в состав панрегиона без каких-либо преференций или стать частью Дикого поля.
С севера и запада над Казахстаном нависает Россия, которая стремится стать геополитическим игроком, собрать свой панрегион. При этом ей нужно защищать свое подбрюшье, так как границы слабо приспособлены для защиты, т.е. их надо «ровнять», да и население с ресурсами и территорией не будут лишними.
С востока давит Китай, которому нужны ресурсы и сухопутные транзитные маршруты, независимые от России. Ну а на юге будущее Дикое поле, в исторических границах Чагатайского улуса, с архаизацией, падением уровня жизни и толпами вооруженных бармалеев, что были выдавлены из Сирии и/или выросли в Ферганской долине и окрестностях, благодаря «дальновидной» и «гениальной» политике местных властей.
Сможет ли Казахстан самостоятельно удержать свою территорию (война Ареса) и ресурсы имеющимся населением и в текущих географических границах – нет. В ближайшие годы мы увидим повторения сценария Сирии, только в масштабе всей Средней Азии. При чем, это будет удар не по Казахстану, это будет удар по интересам России и Китая. У стран Средней Азии нет шанса что-либо изменить.
В рамках торгово-экономической и психоисторической войны перспектив нет вообще. Лишь остаточный консенсус о нерушимости границ и уважении суверенитета позволяет пока говорить о хоть каком-то будущем страны.
Для проведения серьезных изменений внутри страны нужен субъект – верховная власть (для держав суши – это правитель). Долгие годы он был, силен, уважаем и авторитетен – большая часть вопросов решалась. А вот дальше проблема — нужен инструмент/ выгодополучатель, т.е. полноценный правящий слой/ национальная элита. Ее нет, с точки зрения традиционных племенных (ненациональных) элит, есть худородные, нелегитимные выскочки, что захватили контроль над ресурсами, т.е. необходимо восстановить «справедливость». С внешней средой тоже проблема. Этническая система состоит из двух частей: казахи и русские, при этом первые доминируют во всех областях деятельности не из-за лучших личных качеств, а из-за кумовства. Общих психоисторических смыслов нет.
Сила Назарбаева, что за счет личного авторитета и жесткости он смог на время притушить национализм и религиозный экстремизм, не дав разгореться гражданской войне. Ключевое слово – «на время», так как альтернатива не построена. Общих психоисторических смыслов не создано, влияние панисламизма и пантюркизма только углубили разрыв двух этнических масс. Собственный проект, та же Великая степь, не запущен, время ушло.
Уровень пассионарности населения и элит низкий – русскоязычные пассионарии едут севернее, а казахи высокой пассионарностью не отличались, а тут еще тепличные условия – поток денег за ресурсы в экономику, преференции по праву крови и т.д. Уровень пассионарности элиты – произошел переход к четвертому поколению Ибн Хальдуна…
Вот и получили – уровень ресурсов выше, чем у соседей, пассионарность ниже. Правящий слой/ элиты ненациональные (племенные) – нет общих смыслов. Стратегия была возможна только на удержание или ослабление позиций. Назарбаев работал на удержание позиций — ассимиляция родственных более пассионарных этносов, наращивание ресурсов, он был единоличным правителем, если его приемник не будет минимум таким же, то произойдет переход к более слабой стратегии и утрате ресурсов, а все к этому и идет.
Назначенный президентом до ближайших выборов Касым Токаев может быть судьей, посредником, но не правителем.
Структура власти в Казахстане
Нужно отметить, что реального опыта собственной государственной власти у казахов нет, попробовали построить, получился не худший вариант, но дальнейшего будущего нет.
Структура власти в Казахстане очень сильно деформирована относительно модели-аттрактора (описывалась в статье «Пять этажей власти»), к которой стремится любое общество в спокойных условиях. А ведь именно к такой структуре и шли долгие годы, но местная культурная специфика оказалась сильнее. У казаха всегда есть сто человек, которых он назначит, стоит ему получить абсолютно любую значимую должность…
В существующей пирамиде власти фактически отсутствует верхний уровень – наследственные элиты, советское время не прошло даром. Понятно дело, что память о старшинстве и принадлежности к более статусным племенам никуда не делась, но если ранее этот статус подкреплялся и материальными символами, то теперь этого нет, а почет и уважение периодически требуют оных.
Во главе страны единолично оказался представитель не из племенной знати, и вместо того, чтобы в соответствии с заветами предков разделить сферы влияния по «справедливости», как поступили в Дагестане, фактически приватизировав отдельные должности, Назарбаев пошел путем Каддафи – все в семью.
Далее интереснее. В сложившихся системах власти, элита управляет обществом с помощью властных групп, подбираемых исходя из принципов четвертого и третьего этажей – доверие (умереть, но сделать) и верность (не предавать). Вот только в нашем случае элементы четвертого и третьего этажей очень слабо представлены. Во главе угла – принадлежность к племени/ роду/ семье, а ценности сводятся к родословной. Этот принцип хорош на пятом этаже власти, но жить по нему на остальных этажах нельзя, система власти очень упрощается, возвращается в архаику, переводя туда же остальные социальные отношения. Если бы не природные ресурсы, то будущая граница Чагатайского улуса была бы значительно севернее. Посмотрите, что творится немногим южнее, где не было таких природных богатств и такого количества русскоязычного населения.
В итоге закрытые структуры согласования и государственные структуры нормально не работают. В меньшей мере, но также деформированы корпоративная и профессионально-общественная сфера.
Какое-то время назад, автора спросили, готов ли он перейти в совместную российско-казахстанскую структуру. Почему нет. Вот только есть такой нюанс, топовые и средние позиции по стратегии и инвестиционному анализу полностью были закреплены за казахами, но есть позиции ниже, а сделать надо будет, как будто это топ позиция… Разговор был окончен.
Единственное, что удерживает современную структуру власти от дальнейшей деградации – верховная власть в лице правителя – Назарбаева, и вот она исчезает….
Последствия ухода Назарбаева
Исходя из текущих раскладов, была сделана большая ошибка. Назарбаев решил повторить путь Ельцины, что поставил преемника, взявшего на себя обязательства о безопасности семьи (в широком смысле) и активов. Вот только есть очень много нюансов и различий, основные внутренние:
- несовпадение масштаба личности, характера, возраста и бэкграунда преемника;
- члены семьи Ельцина отходили от власти, семья Назарбаева хочет продолжать править (намонархию они не тянут по происхождению, пример Януковича не был учтен);
- в России преемник был нужен для решения конфликтов между большим количеством различных властных групп, там – для соблюдения баланса между несколькими членами семьи, с их группами поддержки, а так же защита их от небольшого количества других групп;
- клан Ельцина был един для внешнего мира и был новый активный глава (Татьяна Дьяченко), члены же клана Назарбаева готовы воевать друг с другом;
- тюркские традиции внутрисемейной борьбы за власть.
Помимо внутренних, есть еще и внешние условия – мир стоит на пороге нескольких катастроф разной природы и Казахстан будет полем битвы. Единственный шанс на спасение – жесткая власть и концентрация всех ресурсов. Вот только Назарбаев, судя по всему, захотел законсервировать текущую ситуацию и привилегии своих потомков… Блажен кто верует…
Повторить путь Алиева также не получится – там был консенсус национальных (да, они образовались) элит и единство в семье…
Верховная власть ослабла и практически исчезла. Не важно, остается ли Назарбаев на высоких постах, он дал сигнал, что стар и ослабел, хищники приготовились рвать. Поднимутся средний и младший жузы, более родовитые племенные элиты старшего жуза, пойдет недовольство русских, либеральные слои захотят все поменять, ну и вишенкой на торте – все без исключения внешние игроки проявят свои интересы, стараясь оторвать часть ресурсов.
Инерционный сценарий
Внутренняя борьба развернется крайне жестко, но пока скрыто. В скором времени основные держатели ресурсов всех типов разделятся на партии, проводящие политику внешних игроков. Кто бы не победил на выборах, пока жив/ в здравом уме Назарбаев, кровь будут стараться не лить.
У каждой области, районе, активе проявятся свои владельцы, часто не имеющие никакого юридического оформления, частные армии/ банды. Всплеск национализма и религиозного экстремизма.
С юга пойдут бармалеи, а дальше, как в Сирии – утрата контроля, разрушение государственности, толпы беженцев, приглашение войск России для защиты людей и недопущения прохода боевиков далее.
В результате целинные земли (север, северо-восток и северо-запад) зайдет в Россию землями, пусть даже на политической карте мира и останется государство – Казахстан, Ливия вон тоже нарисована. Западная часть (месторождения, стратегические объекты) будет контролироваться анклавами, обеспечиваемыми с моря и по воздуху. Сохранение города Верный под вопросом, не исключен вариант переселения всего населения – надо смотреть возможность контролировать и защищать подходы и коммуникации. Пустынные районы переходят в Чагатайский улус. От обжитых территорий они будут отделяться полосами отчуждения, длинной в тысячи километров и шириной в десятки километров минных полей, с автоматическими турелями и объемными системами контроля…
Население южнее полосы отчуждения будет вывезено. Если не поедут – их проблемы… Остальные страны Средней Азии перейдут в разряд африканских стран – территории контролируются разными группировками, центральное правительство те, кто контролирует столицу с пригородами.
Китай введет войска и возьмет под контроль отдельные объекты и транспортные пути, плюс воспользуется случаем, чтобы прижать уйгуров. Части Исламского мира будут брать под контроль остальную Среднюю Азию – равнинная часть отойдет им, узбекская часть Ферганской долины скорее всего тоже. Часть горных территорий мы и китайцы удержим – обычное вооружение и тактическое ядерное в ущельях замечательно себя проявит.
Остальные потенциальные геополитические игроки не полезут в этот бедлам.
Когда ждать этого безобразия? В худшем случае через год-полтора, в лучшем 4-5 лет есть. Как первые бармалеи (пришлые и из местных) мелкими группами, да вдоль восточного побережья Каспия пойдут – началось….
Резюме
Автору совсем не нравится данный сценарий, у него много родственников в прилегающих к Казахстану областях России, но для предотвращения описанного развития событий, власть в Казахстане прямо сейчас должен взять очень сильный человек, тиран, диктатор, патриот, со стратегическим мышлением. Далее он за несколько месяцев должен привести к полной покорности все остальные кланы и жузы, например традиционным восточным вариантом неудавшегося заговора и жесточайшей зачистки. Кардинально перекроить государственный аппарат – вычищая недовольных и ставя на ключевые посты способных отбросить принципы кумовства (кроме русских таких будет мало), чтоб не тянули родню.
Максимально плотно начать интегрироваться с Россией, вплоть до вхождения в Союзное государство и создания единой армии, все ради того, чтобы Россия приняла и выполнила крайне жесткие обязательства по защите. Первые же бармалеи должны зачищаться совместно и крайне жестко, чтобы Казахстан остался цельным, пусть даже с потерей территорий и вошел в панрегион России младшим партнером, а не набором земель и толпами беженцев.
Лет на 5-7 раньше можно было бы попробовать перекрыть границу Туркмении и Афганистана, да совместно вычистить салафитов в других странах Средней Азии, теперь поздно.
Важно уже сейчас понять, какие территории будут отданы, какие нет, и начинать ставить внутренние границы, блокпосты и т.д., якобы для борьбы с наркотрафиком. Времени на это толком нет, но хоть так.
Надо ли это России? Различия с инерционным сценарием есть, но не принципиальные, нам так и так туда входить, чем позже будем договариваться с Казахстаном, тем меньше условий с их стороны. Вот только превентивные меры помогут уберечь и наши собственные области от атак.
Сможет ли Назарбаев и Ко пойти этим путем – скорее всего нет, уж очень много надо поставить на эту карту, от многого отказаться, а вдруг пронесет и беда пройдет мимо…
Источник vizitnlo.ru