111
Представьте ситуацию, бюрократической властной структуре нужны некие знания, умения, т.е. речь идет не о материальных активах. Отобрать не получится, нужно договариваться, а сложно и непривычно. Именно такой случай был описан М.Л. Хазиным, когда он был приглашен на либерально-экономический шабаш в ВШЭ. Кстати, эта встреча лишь середина возможного пути. Рассмотрим суть этого увлекательного и запоздалого явления
Регулярно перед большой иерархией, которой бесспорно является государственная, наполненная правыми либералами, система власти России, возникает сложная проблема, решение которой не находится стандартными средствами. Критическое явление обнаружено (например, неспособность обеспечить развитие экономики), и вниз по цепочке направлено поручение – подготовить предложения по решению. Задание отрабатывается чиновниками разных уровней и возвращается в виде штампованных, красиво звучащих, но неимеющих никакого отношения к заданному вопросу ответов. Все это сопровождается цитатами и ссылками на авторитетных товарищей и экспертов.
Ответ дан, решения нет, проблема сохраняется. Идем на второй круг.
После несколько раз заданного одного и того же вопроса, пусть в разных формах, до сидящих наверху доходит, что решения традиционными методами добиться не получится, сложность вопроса превосходит демонстрируемый уровень всех подчиненных и ассоциированных экспертов, советников и гуру. Нужно что-то делать, проблемы нарастают, цена подвешивания ситуации поднимается все выше и выше, время то идет.
Поиски нестандартного решения
Задача ставится еще раз вниз, но с четким указанием – найдите того, кто сможет ее решить, а тех придурков (обычно тут идет набор матерных слов), что спрашивали ранее, больше мне не называйте. Фокус в том, что всех рукопожатных и статусных привлекали для решения.
В этот раз задача адресуется кому-нибудь из среднего звена, но разумному и находящемуся в разрешенной фронде основному курсу, потенциальному элементу контрэлиты, члену легальной конструктивной оппозиции. Такой человек имеет более широкий взгляд на вещи, но общая система ценностей у него совпадает с иерархией. Кстати, из таких часто вырастают руководители верхнего уровня, те, кто смог сохранить критический взгляд на вещи и определенный уровень самостоятельности, вопреки давлению и господствующему конформизму.
Дать свое решение проблемы данный член иерархии не может, даже если и имеет мнение. Генерализация статуса сильная вещь, полковник по умолчанию «умнее» капитана, практически во всех вопросах, чтобы доказать обратное нужно приложить много усилий. Вот только потом появится на горизонте другой полковник и доказывай все с самого начала.
Для решения, выходящего за рамки привычного и понятного, нужен авторитет, пусть даже с репутацией юродивого или маргинала, но авторитет, о котором с уважением говорят даже враги и противники.
В итоге, чиновник средней руки идет искать таких авторитетов, собирает их пул, просматривает отсеивает и начинает с ними общаться «от своего имени», желательно только устно, без переписки, чтобы не скомпрометировать себя. Он ничего никому не обещает, так как считает, что от одного его неформального внимания все должны быть счастливы. Именно так, генерализация статуса является профессиональной деформацией людей иерархии.
Весь список потенциальных экспертов можно разделить на три части:
- шарлатаны, что с радостью готовы рассказать и «помочь»;
- слабые духом знающие ответы и готовые отдать все знания за один лишь только запах чечевичной похлебки;
- сильные духом, что посылают предложения поработать за просто так.
Если находятся знающие и слабые духом, то результат есть, проблема решена. Обратный голландский аукцион (ставка повышается до уровня, когда находится первый участник готовый купить по такой цене) среди немейнстримовских мыслителей закончился в самом начале по нулевой цене. Если таких людей нет, то начинается работа с шарлатанами, которая ведет лишь к потере времени и удорожания стоимости проблемы. Ну а вдруг повезет и проскочим… Не везет.
Предположим, что слабых духом не оказалось, как правило, если проблемы системные, то таких вопросов становится много, и в какой-то момент знающие и слабые духом заканчиваются. После того, как тебя несколько раз кинули, трудно оставаться наивным, начинают требовать аванс. Не имеет смысла, была ли изначально текущая проблема большой, ведь любой системный кризис не рассасывается сам по себе, если его запустить, то он достигает значимых масштабов.
Таким образом, если попытки решить проблему стандартными средствами не дают результата, иерархическая структура запускает поиск внешних специалистов, готовых дать решение за доброе слово и внимание. Вот только отделить шарлатанов от знающих не так и просто, а если знающие еще и отказываются заниматься благотворительностью, то совсем не хорошо.
Кстати, именно это сейчас происходит с экономическими властями России, системный кризис наличествует во всей красе, решить проблему своими силами уже даже не пытаются, закончились не только слабые духом, но и все шарлатаны и аферисты. Идет попытка запустить аукцион между знающими и сильными духом, вот только время упущено.
Повышение ставок
Если представитель иерархии не находит ответа (не может договориться с сильными духом за просто так), но он докладывает наверх – «решения ни у кого нет». Понятное дело, что за такие новости он получает по голове, а вместо него направляют искать следующего, более смышлёного, статусного, доверенного, что не побоится сказать правду. Далее круг повторяется (см. выше), только цена внимания и оказываемого уважения растет. Плюс начинаю постепенно появляться деньги, ведь они лишь инструмент в борьбе за власть. Раз не получилось купить за обещания, за разрешение посидеть рядом с большими людьми, возможность побыть их неофициальными советниками и т.д., купим за небольшую денюжку и некий статус.
Тут тоже могут быть свои слабые духом, тогда решение находится. Если его нет, то цена предложения начинает расти, добавляются статусные элементы, как-то премии, ордена, признание коллегами (попробуй не признай, если ему направляют значимую долю финансирования) и многое другое.
Веселье начинается, когда в зале аукциона остаются единицы, наиболее принципиальных, сильных, злых на организаторов аукциона, которые не желают договариваться из принципа. Вот тут получается когнитивный диссонанс – предложение растет, а никто не соглашается. Самое обидное, если окажется, что никто из потенциальных участников в принципе не готов договариваться, особенно если они ждут предложения от другой властной группировки, или еще более вышестоящих лиц.
Вот и мечутся большие люди, не понимая – они готовы дать столько, что сами бы давно согласились, а эти упорствуют, и что обидно – никто не знает, стоит ли вообще торговаться или в зале остались одни принципиальные шарлатаны, играющие на повышение, а ответ отсутствует в природе.
Чем дальше идет аукцион, тем дороже стоит промедление, предлагаемые блага уже на порядки перекрывают начальные условия, а решения все нет… Но не забываем про специфику аукциона – как только первый соглашается с текущей ценой, торги прекращаются или замирают до проверки «рецептоспособности» победителя.
Вот только в нашем случае цена вопроса так высока (существование России), что, когда это будет осознано, постараются «выкупить» нескольких человек, для создания независимых центров, ведь цена их мотивации сущие копейки в сравнении с ценой проблемы.
В итоге всего процесса вариантов не так и много:
- один из участников соглашается, и стоимость его помощи фиксируется, остальные в пролете;
в зале не остается участников, а решение не найдено, что ведет к громадным потерям; - участники соглашаются на предложение конкурирующего аукциона, организаторы которого забирают себе связанные с проблемой ресурсы и активы;
- участники остаются, а проведение аукциона забирает вышестоящий уровень иерархии.
Таким образом, то, что нам изложил М.Л. Хазин похоже лишь на начало аукциона, среди участников которого не осталось совсем слабых духом и большей части шарлатанов.
Будет интересно наблюдать за ростом ставок.
Проблема либералов в том, что начали они торги очень поздно и теперь у них только один вариант – резко повышать шаг, пытаясь купить решение до того, как организацию аукциона заберет себе более высокий уровень власти. Вот только они этого не понимают и пытаются решить все не торопясь, не видя всего процесса. Мне их совсем не жалко…
Резюме
Семь лет экономического спада в стране и регулярные проигрыши Фининтерна (праволиберальные глобалисты, финансисты) на мировой арене, наконец-то навели праволиберальные властные группировки России на мысль, что нужно что-то делать. Поскольку решение традиционными методами не дает результата, они начали поиск альтернативных экономистов и мыслителей, чтобы за доброе слово и внимание получить от них решение своих проблем. Все было бы хорошо, да только среди отобранных людей не осталось слабых духом, что готовы помогать за просто так, уж больно сильно их всех обидели в свое время. Карьеры многих ломались в 30-40 лет, в самый расцвет творческих сил, такое прощается тяжело.
В ближайшее время мы будем наблюдать красивую картинку – обратный голландский аукцион, когда властные группировки будут все выше и выше поднимать планку, пытаясь убедить неэкономиксистских экономистов, это не тавтология, продать свои рецепты и знания. Может эти властные группировки и смогут купить, к черту идеологию, когда речь идет о выживании, но скорее всего нет, все кто был готов к сотрудничеству, продались за просто так и их знаний не хватает для решения проблем. Фамилии называть не буду. Ну и да, для шарлатанов тоже начинается раздолье, у них есть шанс на небольшое время стать спасителем страны, а после провала, всю жизнь рассказывать, как его не поняли и не дали доделать.
Вот только время упущено, аукцион надо было запускать несколькими годами раньше, тогда был шанс взять решение по дешевке, ну а теперь поздно. Сильные духом готовы еще немного подождать открытия других аукционов или передачи вопроса на самый верх. Надеюсь С.Ю. Глазьев дождался перехода торгов на самый верх и предложения, от которого будет сложно отказаться.
Цена вопроса так высока, что скорее всего будет сделано несколько ставок, но их количество все равно будет ограничено и проводить аукцион будут уже не правые либералы…
И да, в ближайшее время ставки будут расти, а организаторы с диким не пониманием смотреть, как на все их предложения «с барского плеча», участники будут смотреть без какого-либо пиетета.
Ради блага России, будем надеяться, что в аукционном зале остались не только шарлатаны, но и знающие решение сильные духом, да организация аукциона переместится в более высокие, нелиберальные кабинеты.
Источник vizitnlo.ru