4
НЕЗЫГАРЬ,
Про рентный капитализм (1).
Мы вступили в эпоху капитализма рантье, пишет Мартин Вольф в FT.
1.«Капитализм рантье» означает экономику, в которой рыночная и политическая власть позволяет привилегированным лицам и предприятиям получать большую часть ренты в отличие от всех остальных сограждан.
2.Либерализованные финансы имеют тенденцию к метастазированию, как рак. Таким образом, способность финансового сектора создавать кредит и деньги финансирует его собственную деятельность, доходы и (часто иллюзорную) прибыль.
- Чрезмерный рост кредита почти всегда приводит к кризисам. Вот почему ни одно современное правительство не осмеливается позволить рыночному финансовому сектору работать без посторонней помощи и без руководства. Но это, в свою очередь, создает огромные возможности получить выгоды от безответственности. Дальнейшие кризисы гарантированы.
- Финансы создают растущее неравенство. С 1980-х годов заработок профессионалов в области финансов резко увеличился , но не привел к росту производительности труда.
Личные финансовые соображения пронизывают принятие корпоративных решений.
- Еще более фундаментальная проблема капитализма — снижение конкуренции и рост монопольной ренты. Крупные олигополии фактически поделили рынки между собой и извлекают отсюда свою ренту в ущерб другим бизнесам.
- На рынке стало действовать правило- «победитель получает почти все». Крупнейшие компании и их менеджмент получают монопольную ренту, потому что теперь они могут обслуживать глобальные рынки дешево и внеконкурентно.
- Мы также сталкиваемся с сетевыми эффектами агломерации. Успешные мегаполисы — Лондон, Нью-Йорк- создают мощные петли, привлекающие и поощряющие талантливых людей. Это ставит в невыгодное положение предприятия и людей, оказавшихся в ловушке в отсталых городах. Агломерации также создают ренту не только в ценах на недвижимость, но и в доходах.
- Корпорации (а также и акционеры) получают выгоду от общественных благ — безопасности, правовых систем, инфраструктуры, образованной рабочей силы и социально-политической стабильности — предоставляемых самыми влиятельными в мире либеральными демократиями. Тем не менее, они используют любые налоговые лазейки, особенно те компании, чье местоположение производства или инноваций трудно определить. Тема коррупционных и налоговых преступлений становится весьма актуальной.
Самыми большими проблемами в корпоративной налоговой системе являются налоговая конкуренция и размывание базы и перераспределение прибыли.
Брэд Сетсер из Совета по международным отношениям посчитал, что американские корпорации аккумулируют в семь раз больше прибыли в небольших налоговых убежищах (Бермудские острова, Британские Карибские острова, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Сингапур и Швейцария), чем в шести крупных экономиках (Китай, Франция, Германия, Индия, Италия и Япония).
- Корпоративное лоббирование перекрывает интересы простых граждан. Пожелания простых людей практически ничего не значат при разработке политики.
Не в последнюю очередь, поскольку некоторые западные экономики стали более латиноамериканскими в распределении доходов, их политика также стала более латиноамериканской. Часть продолжает продвигать капитализм (основанный на фобиях) для поддержки эгоистических интересов небольшой части элиты. Такая деятельность вполне может закончиться смертью самой либеральной демократии.
«Нам нужна динамичная капиталистическая экономика, которая дает всем веру в то, что они могут участвовать в выгодах. Вместо этого мы видим нестабильный капитализм рантье, ослабленную конкуренцию, слабый рост производительности, высокое неравенство и, что не случайно, все более ухудшающуюся демократию. Решение этой проблемы является проблемой для всех нас, но особенно для тех, кто управляет самыми важными бизнесами в мире. То, как работают наши экономические и политические системы, должно измениться, иначе они погибнут».
НЕЗЫГАРЬ,
Чем актуальна статья Вольфа для нас?
- В России одна из самых жестких форм рантье-капитализма. При этом российский капитализм полностью находится под контролем и регулированием чиновников от государства. При этом он еще и носит сегментно сырьевой характер.
- Политика сверхприбыли для ограниченного круга в условиях отсутствии в экономике качественного продукта и конкуренции приводят:
— к сильным внутренним конфликтам среди элиты
— отсутствию развития и роста производительности труда;
-высокой динамике вывоза капитала;
-высокому неравенству и социальной апатии, вызванной подавлением любой инциативы.
- Корпоративное лоббирование стало основой государственных интересов в ущерб общественным.Корпоративное лоббирование паразитарное и общество ничего не получает, кроме усиления фискальной и административной нагрузки.
- Экономика такой системы оплачивает авторитарный формат принятия и реализации политических решений. Что по сути генерит ошибки и нивелирует любые стратегические задачи.
НЕЗЫГАРЬ,
Вчерашний вброс о свертывании проекта создания объединенного силового министерства (МГБ) не подтверждается источниками.
Обсуждение реформы силовой и судебной структур продолжается в АП.
Кроме того, ожидается, что в скором времени ФСБ сможет получить функционал Минкомсвязи.
ДВУГЛАВ
Разговоры об создании МГБ путем объединения ФСБ и МВД идут с момента создания ФСБ (тогда ещё ФСК).
И каждый раз это заканчивалось ничем.
То страшно создавать правоохранительного монстра (сразу 37-м повеяло).
То неудобно соединять разную функциональность.
То еще что-то…
Так до сих пор и обсуждают.
На мой взгляд, такое объединение возможно только в случае передачи функций по охране общественного порядка (и ряда соответствующих составов преступлений) на региональный уровень. Тогда объединенная структура сможет заниматься наиболее тяжкими преступлениями и оргпреступностью.
Примерно так, как в США (федералы — ФБР и местные правоохранители — полиция).
После вывода силовиков из МВД и создания Росгвардии почва для этого частично готова.
Вот только наша система гораздо сложнее, чем у американцев, и чисто механически перенести их опыт к нам не выйдет. Иная правовая ситуация, иное правоприменение, иные задачи. Другие контрольные механизмы.
Другая ментальность, наконец — как же так, взять и просто отдать в регион такой огромный рычаг власти…
Не для того вертикаль власти создавали.
НЕЗЫГАРЬ,
[Переслано из Газ-Батюшка]
В АП для Президента готовят большую справку про перспективы нефтегаза. На фоне проблем с Антипинским НПЗ и отраслевым налоговым маневром Путин усилил свое внимание к отрасли. ВВП лично хочет убедиться в перспективах в преддверии большого трансфера власти (в 2021 году будет представлена новая партийная система на выборах в ГД).
Газовый вентиль все еще остается главным рычагом управления страной, обеспечивающим стабильность и во многом рейтинг первого лица. На этом фоне «Газпром» показывает небывалый рост – самый высокий показатель по добыче за 8 лет (294,5 млрд. куб. газа). Прибыль «Газпрома» по МСФО составила 300,5 млрд рублей. Вместе с газовой монополией растут другие игроки и биржевые индексы в целом.
С начала года акции «Газпрома» поднялись на более чем 50%. Руководство страны заинтересовано в дальнейшем росте капитализации «Газпрома», у компании сохраняется потенциал роста в 2-3 раза. Это не тот триллион, который когда-то обещал Алексей Миллер, но все же принципиальное изменение тенденции. Плюс «Газпром» анонсировал скорый переход на выплату дивидендов в размере 50% прибыли — это дополнительный драйвер роста капитализации.
В обозримом будущем «Газпром» планирует вводить в эксплуатацию сразу несколько новых экспортных газопроводов, что приведет к дополнительному наращиванию денежных потоков в компании. В этом году «Газпром» неожиданно заплатил рекордные дивиденды. Потом секретный инвестор выкупил у «Газпрома» акций на $2 миллиарда (видимо, знает прикуп!). Более того, осенью «Газпром» может выставить на торги дополнительные 3,7% квазиказначейских акций, сейчас находящихся во владении дочерних предприятий, – это около 200 млрд рублей.
Источник vizitnlo.ru