Важнейшее событие с 1776 года происходит СЕЙЧАС… Как коронавирус вызовет Величайшую Депрессию. 24.03.2020.

International Man: Люди в панике опустошают полки супермаркетов и запасаются туалетной бумагой. Дезинфекторы для рук не достать.
Не больше ли влияние страха и истерии, чем риск вируса как такового?

Даг Кейси (Doug Casey): Да. Вирус сам по себе – это то, что можно назвать эффектом первого порядка. Я не хочу тратить много времени на разговоры о гриппе, потому что, несмотря на часто называемую цифру миллион смертей в США в случае пессимистичного сценария, главная проблема не в этом.

Эффекты второго порядка – такие как паралич экономики из-за истерии – на самом деле намного серьезнее.

Но самые долгосрочные последствия будут иметь эффекты третьего порядкановые законы и действия государств. О них мы поговорим через минуту.

Что касается собственно вируса, уверен, что все читали кучу статей и слушали подкасты экспертов. Так что информация о вирусе – насколько это возможно – вполне доступна. Только даже сейчас мало что можно утверждать наверняка. Я говорю это как давний любитель науки, читающий много книг о разных ее направлениях.

Только за последнее поколение мы видели хантавирус, птичий грипп, свиной грипп, вирус Зика, лихорадку Западного Нила, ближневосточный респираторный синдром, атипичную пневмонию и H1N1. Также была сибирская язва – о которой все уже забыли. Конечно, это бактериальная инфекция, а не вирусная. И все они сопровождались массовой истерией.

Я хочу сказать, что по миру ходят тысячи вирусов. Они постоянно мутируют. Большинство распространяется среди населения – и мы даже не замечаем их существования.

Говорят, что от этого вируса смертность в 10 раз выше, чем от обычного гриппа. Так ли это? Похоже, если ты его подцепил, шансы умереть повышаются, но они все равно минимальны. Обычный сезонный грипп убивает в США порядка 50,000 человек в год. Но мы этого даже не замечаем.

Каков же пессимистичный сценарий для этого вируса?

Никто на самом деле не знает, потому что это новый вирус. До сих пор ничего не ясно, но, возможно, умрет 1-2% тех, кто заразится, преимущественно старые, больные и тучные. Если вы попадаете в какую-то из этих категорий, то вам следует относиться к этому очень серьезно.

Что интересно, пока от этого вируса в мире умерло очень мало людей. Если бы не истерия в СМИ, никто бы не обратил на эти цифры внимания. Капля в море. Но говорят, что вирус распространяется экспоненциально, удваивая число зараженных каждые три дня или что-то в этом роде. Так что, возможно, через неделю ситуация кардинально изменится. Или нет. Говорят, что заразится не меньше 50% населения США, но у 80% из них все пройдет без каких-либо симптомов.

Если вы читали противоречивые сообщения из Китая, Италии и других стран, то очевидно, что нам известно не так много. Уверенным можно быть лишь в одном: мир охватила поистине колоссальная и сумасшедшая истерия.

Как бы то ни было, даже худшие последствия первого порядка – человеческие смерти – не идут ни в какое сравнение с последствиями второго и третьего порядка. Главное в этом вирусе не то, скольких он непосредственно убьет, а последствия вызванной им истерии.

Вот что по-настоящему серьезно.

International Man: Какими же будут последствия коронавируса второго и третьего порядка?

Даг Кейси: Итак, о последствиях первого порядка мы только что поговорили. Смерть относительно небольшого числа людей. К сожалению, такова жизнь на этой планете.

Теперь поговорим о последствиях второго порядка. О том, что вирус – а точнее окружающая его истерия – делает с жизнью людей.

Авиалинии не работают. Самолет обходится им в $10,000, используют они его или нет. То же в определенной степени касается и отелей. Рестораны закрываются, но их собственникам по-прежнему нужно выплачивать ипотеку. А сотрудники в основном живут на чаевые. Как рестораны будут платить за аренду – а если не будут, то как арендодатели будут платить по ипотеке? Закрытие и банкротство бизнесов будут иметь далеко идущие последствия.

Много лет США были так называемой «экономикой услуг». Большинство людей не производят осязаемых товаров, таких как недвижимость, автомобили, продукты питания или сырье. В основном мы предоставляем услуги. Иногда это называют «потребительской экономикой». На самом деле это достаточно глупый термин, переносящий акцент с производства на потребление.

Что происходит при депрессии?

Люди сокращают потребление до самых базовых потребностей.

Услуги – первое, от чего отказываются. Только на отели и путешествия приходится 10% мировой экономики. Теперь люди не будут часто менять машины и, возможно, продадут лишние. Забудьте о новом гардеробе. Магазины одежды и модный бизнес рухнут. Все будут пытаться продать свои большие показные дома и заполучить что-нибудь практичное.

Искажения, проникавшие в экономику в течение десятилетий печатания денег, будут ликвидироваться. Все будут оставлять лишь самое необходимое. Многим придется искать новые способы прокормить себя.

Ситуация особенно серьезна, потому что утверждается, что большинству американцев достаточно не получить одну зарплату, чтобы было не на что купить еду. Кроме того, у них много долгов – а это чьи-то активы. Контрагентский риск немаловажен.

Обвал фондового рынка затрагивает не только спекулянтов. У большинства пожилых людей недостаточно сбережений на пенсию, а большая часть того, что у них есть, находится на рынке. Лишатся ли они жилья и станут есть кошачий корм? Бедность, а не грипп – вот что убивает массу людей. Именно поэтому так важны последствия второго порядка.

Истерия бессмысленна и глупа. Но иногда истерия возникает, казалось бы, на пустом месте, как в случае охоты на ведьм в XVII веке. Останавливалась ли экономика из-за упомянутых выше прошлых вирусов?

Нет – даже из-за забытого теперь испанского гриппа. Но он был по-настоящему серьезным. Тогда был вызванный войной хаос, а медицина была примитивной – мы даже не знали о существовании вирусов.

Сейчас, как и, вероятно, было в 1918 г., заразятся почти все, потому что вирус по определению заразен.

Главная причина закрытия всего, какую называют, – «выровнять кривую», чтобы цифры росли не так резко и больницы не были перегружены. Если у вас тяжелый случай – вы можете отправиться в больницу. Но, честно говоря, там вам мало чем могут помочь, кроме как подключить к искусственной вентиляции легких и надеяться, что это даст вам время на выздоровление. Говорят, что в США около 150,000 таких аппаратов, и вам может понадобиться один из них на 5-6 дней.

Но жизнь продолжается, и экономика восстановится. Более серьезны, чем последствия первого и второго порядка, последствия третьего порядка.

Другими словами, то, что будут делать власти. В частности, они, вероятно, создадут новый национальный орган по регулированию здравоохранения и/или наделят Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) новыми полномочиями. А это плохой шаг. FDA для медицины то же, что Amtrak для железных дорог. Его следует переименовать в Федеральное смертельное управление, поскольку оно, пожалуй, убивает больше людей в год, чем Минобороны США за десятилетие.

Правительства по всему миру принимают новые обременительные законы и нормы, касающиеся путешествий, передвижения и бизнеса. За все это нужно платить, что означает повышение налогов. Но при рушащейся экономике это почти невозможно. Так что не только американцы – все будут печатать кучу денег.

Поскольку многие не имеют сбережений и живут от зарплаты к зарплате, это может стать идеальным поводом для введения гарантированного ежегодного дохода. Людей уже готовили к этой смехотворной идее.

International Man: На фондовом рынке произошел крупнейший обвал с 1987 г. Пузырь всего встретил свою иголку?

Даг Кейси: Да. Главный эффект второго порядка этого вируса заключается в том, что он оказался иголкой, проткнувшей крупнейший финансовый пузырь в мировой истории. И лопнувший пузырь очень сложно вновь надуть.

Не важно, сколько денег напечатает правительство. Единственным результатом будет катастрофическая розничная инфляция.

Решит ли это проблему долгов? Только в том смысле, как инфаркт отвлекает внимание от рака. Если вы лишились работы и ваш бизнес не приносит денег, ваши долги никуда не деваются, и на них по-прежнему начисляются проценты. Именно поэтому, скорее всего, начнется Величайшая депрессия, напоминающая США в 1929 г.

Власти обеспокоены возможностью катастрофического кредитного краха в духе 1929 г.; они печатают тонны денег, чтобы этому противостоять. Мы можем увидеть сначала кредитный крах в духе 1929 г., а затем безудержную инфляцию, как в Германии в 1923 г.

Таков самый пессимистичный сценарий, но он вполне вероятен.

Вина в этом полностью на государственном вмешательстве в экономику и создании Федеральной резервной системой пузырчатой экономики с помощью фальшивых денег. Вот кого нужно винить. Но, конечно, будут искать других виновников.

Будут винить капитализм.

Также это идеальное оправдание для современной денежной теории, в сущности, утверждающей, что правительство может печатать сколько угодно денег без каких-либо плохих последствий.

Власти не только водят людьми, как стадом, но люди сами кричат, чтобы власти «что-нибудь сделали». Люди ожидают, что власти решат проблему. Как если бы те владели магией. Но нет такой проблемы, какую бы власти не могли еще больше усугубить.

Власти, вполне естественно, еще больше лишают личность ответственности.

Обвал фондового рынка будет иметь далеко идущие последствия. У большинства людей уже и так были недостаточные пенсионные сбережения, а те, что были, находились на рынке. Будут споры о том, кто во всем виноват, судебные иски и много новых законов под призывы общественности к Конгрессу «что-нибудь сделать».

Каждое правительство и каждая большая компания и организация считают, что нужно что-то сделать, чтобы их не обвинили в бездействии. Поэтому все они будут безумствовать с предосторожностями и контролем.

В сегодняшней сутяжнической среде они боятся, что на них подадут в суд, если кто-то заразится и следы приведут к их ресторану, спортзалу, конференции и т. д.

В подобные времена Трамп (Trump) – совершенно не разбирающийся в экономике и склонный к авторитаризму – чрезвычайно опасен. Он способен пойти практически на что угодно, чтобы показать, какой он решительный.

International Man: Какие еще реакции мы увидим от правительств?

Даг Кейси: Скорее всего, они будут продвигать вакцинирование. Я не против вакцинирования как такового. Эдвард Дженнер (Edward Jenner), создавший вакцину против оспы, доказал ее эффективность еще 200 лет назад. Вакцины против сезонного гриппа эффективны, в лучшем случае, лишь на 30-60%, но проблема не в этом. Из-за такой катастрофической истерии вокруг всего этого делать прививки, вероятно, заставят всех.

И вот здесь становится действительно серьезно, потому что если не сделаешь прививку, то не получишь справку о вакцинировании. А без такой справки могут не пустить в самолет, поезд или даже на публичное мероприятие.

Нет сомнений, что создадут новое агентство по примеру Администрации транспортной безопасности. А когда его создадут, то это надолго и не стоит ждать, что его ликвидируют.

International Man: Что еще, на твой взгляд, произойдет?

Даг Кейси: Еще один эффект третьего порядка заключается в том, что говорят, что наличные переносят вирус. Отличный повод, чтобы ускорить упразднение наличных, что может стать катастрофой для личной свободы по причинам, обсуждавшимся нами ранее.

Как я уже говорил, я не столько боюсь вируса, сколько эффектов второго и третьего порядка.

Последствия вируса из Уханя могут оказаться самыми серьезными не только со времени Великой депрессии 1929-46 гг., но со времени основания США.

Иголка, проткнувшая финансовый гиперпузырь, вполне может запустить цепную реакцию.

International Man: Что следует делать среднему человеку, чтобы обезопаситься и извлечь выгоду?

Даг Кейси: Опять же, скорее всего, сначала произойдет дефляционный крах, прежде чем мы войдем в неизбежную гиперинфляцию. Я говорил об этом не один год. То, чего ожидаешь, всегда наступает не так скоро, как должно бы, – но когда наступает, то все разворачивается намного быстрее.

Что делать? На такой поздней стадии средний человек мало что может сделать. Как подготовиться к инфаркту, если всю жизнь ел нездоровую пищу?

Если у вас много долгов, слишком поздно их возвращать, но, скорее всего, введут мораторий на взыскание задолженности, так что это будет не ваша проблема. Как говорится: «Если ты должен банку тысячу долларов – это твоя проблема, а если миллиард – это проблема банка». Будет много вариаций на эту тему, учитывая, что долгов накопилось на сотни триллионов.

Что можно сделать, если у тебя есть сбережения?

Прежде всего, если говорить об активах, нужно держать золотые и серебряные монеты, хотя сейчас они продаются с большой наценкой и их стало сложнее достать. Раньше они продавались почти без наценки.

Так что для этого также становится слишком поздно.

Но хорошая новость в том, что, если у вас есть наличные, в следующие месяцы появятся фантастические варианты сделок на фондовом рынке в целом. Но лучшими будут золотые акции, потому что они очень, очень дешевые.

В отличие от большинства компаний, золотые компании сейчас зарабатывают, потому что средняя себестоимость золотодобычи в мире ниже $1,000 на унцию и продолжает падать, потому что 20-30% издержек типичной золотой шахты – это топливо. Цена на нефть обвалилась до $20, а бензин на фьючерсном рынке стоит $0.70.

Сейчас идеальное время для покупки акций золотодобытчиков. Не надо пытаться поймать падающий сейф; нужно подождать, пока он разобьется об асфальт. И сейчас как раз такое время.

Вот что может сделать средний человек. Помимо этого, готовьтесь к вхождению в хвост гигантского урагана, начавшегося в 2008 г.

С другой стороны, возможно, самое время достать с полки запылившийся томик «Декамерона» (Decameron) Боккаччо (Boccaccio). В конце концов, это год чумы.

Примечание редактора: К сожалению, большинство людей не представляют, что действительно происходит, когда правительство теряет контроль, не говоря уже о том, как подготовиться.

А как вы защитите себя от грядущего экономического кризиса?
_______________

Кейси, Даглас «Даг»
Casey, Douglas «Doug»
Американский экономист, сторонник свободного рынка, автор нескольких финансовых бестселлеров. Он является основателем и председателем компании Casey Research, которая продает финансовую и рыночную аналитику по подписке со специализацией на энергетике, металлах, горнорудном производстве и информационных технологиях. Его книга Кризисное инвестирование (Crisis Investing) стала бестселлером #1 в престижном списке New York Times в 1980 году и стала финансовым бестселлером года, продав 438,640 экземпляров. За свою следующую книгу Стратегическое инвестирование (Strategic Investing) Даг получил самый большой аванс, когда-либо заплаченный за книгу по финансам в то время. В 2009 году в своей речи под названием «Мои мытарства в третьем мире» он предложил приватизировать небольшую страну и сделать ее публичной компанией на нью-йоркской фондовой бирже.

Источник оригинала сайт «internationalman»
Источник перевода сайт»goldenfront»

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *