Такая разная относительность
В далёком 1896 году австрийский физик Эрнст Мах пришёл к впечатляющему выводу: все предметы материального мира существуют не абсолютно и не сами по себе, а только по отношению к другим вещам. Эта идея впоследствии нашла воплощение в теории относительности Альберта Эйнштейна и началах квантовой механики в изложении одного из её авторов — Нильса Бора. Дело в том, что датский физик-теоретик пришёл к парадоксальному выводу: микрочастицы существуют, когда за ними наблюдают, и не существуют, когда наблюдение отсутствует. Это явление Бор назвал «принцип наблюдателя».
Казалось бы, здесь речь шла только о частицах. Мы же с вами находимся в физическом макромире, где (как принято считать) предметы существуют вне зависимости от того, смотрим мы на них или нет. Во всяком случае, для того, чтобы изменить вещь или её положение, требуется не взгляд и не мысль, а физическое воздействие. Однако на самом деле это не всегда так.
Другой создатель квантовой механики, немецкий физик Вернер Гейзенберг, сказал: «Классическая физика основывалась на предположении или даже на иллюзии, что можно описать мир или по меньшей мере часть мира, не говоря о нас самих… Мы должны помнить, что то, что мы наблюдаем, — это не сама природа, а природа, которая выступает в том виде, в каком она выявляется благодаря нашему способу постановки вопросов».
Как мы видим вселенную
Мысль Гейзенберга продолжил и расширил британский астрофизик Брэндон Картер: «Мы видим Вселенную такой, потому что только в такой Вселенной мог возникнуть наблюдатель, человек». На этом постулате основывается так называемый антропный принцип, определяющий роль наблюдателя как ключевую, причём на всех уровнях мироздания: от атома до планет и галактик.
Идею о том, что сознание — это такой же содержательный и конструктивный фактор Вселенной, как и все физические факторы, в разное время высказывали многие выдающиеся умы. Например, в XVIII веке об этом независимо друг от друга говорили философы Джордж Беркли и Иоганн Готлиб Фихте, а в XIX — физик Эрвин Шрёдингер. Тем не менее она с трудом пробивает себе дорогу в современной науке.
Между тем, согласно проведённым расчётам, если бы во Вселенной изменилась хоть одна из физических констант: скорость света или масса электрона, то физический мир, включая самого человека, просто перестал бы существовать. Другими словами, Вселенная и человек соответствуют друг другу, и установить, что или кто в этой связи является первичным, а что вторичным, по-прежнему не представляется возможным.
Материализующее внушение
Умозрительные опыты физиков по материализующей роли сознания, разумеется, не могли не заинтересовать психологов. И в 1930-х годах группе исследователей, изучавших условия повышения эффективности труда на фабрике в Хоторне (пригороде Чикаго), впервые удалось обнаружить влияние мысли на материю и выявить эффект Хоторна, или, как его потом назвали, эффект экспериментатора.
Учёные установили, что результативность производства неизменно возрастала не только в силу объективных факторов: хорошего освещения, разумных перерывов в работе, её достойной оплаты и т.д., но и по причине повышенного интереса к самому трудовому процессу. В итоге был сделан вывод, что разум обладает как положительным, так и отрицательным материализующим воздействием.
А уже в конце 1980-х годов физик Роберт Джан и психолог Бренда Данн из Принстонского университета (США) после целой серии опытов установили, что человек с помощью своей психической работы способен влиять на работу сложных механизмов, до предела насыщенных электроникой, реагирующей на самые «нежные» воздействия. В частности, учёные пришли к заключению, что «запускающим моментом» вала различных поломок и аварий на производстве может быть бессознательная установка работников на саморазрушение.
«Катализаторы» и «ингибиторы»
Дальше — больше. Психологи установили, что люди, участвующие в научных разработках, делятся на два вида: на «катализаторов», ускоряющих процесс и делающих его более качественным, и «ингибиторов», тормозящих и нарушающих его ход. В присутствии «катализаторов» у остальных участников команды появляются оригинальные идеи, а сами опыты удаются с первого раза. Совершенно другая картина наблюдается, когда в том же кругу находятся «ингибиторы»: скорость мышления замедляется, а сами эксперименты сопровождаются неудачами и массой поломок.
Эксперименты по направленному и регулируемому воздействию сознания на физическую реальность проводили многие исследователи. Так, в 1971 году немецкий физик Гельмут Шмидт провёл серию опытов с генератором случайных чисел, который издавал различные неупорядоченные сигналы. Оператору, работающему с устройством, Шмидт дал задание: влиять на генератор силой воли и ума, чтобы достичь превышения одних сигналов над другими. Здравый смысл и конструкция самого генератора не допускали ничего подобного. Однако результаты показали, что мышление напрямую влияет на материю! А заодно подтвердилась гипотеза о том, что абсолютной и независимой физической реальности не существует, пока она не привлекает внимание наблюдателя…
И всё же самый убедительный эксперимент, доказывающий материальность мысли, провёл, сам того не желая, неоиндуистский гуру Махариши Махеш Йоги, кстати являвшийся физиком по образованию. В конце 1970-х годов он создал технику трансцендентальной медитации — ТМ, основанной на групповом повторении специально подобранных мантр, вибрации которых действовали в унисон, создавая резонанс индивидуальных сознаний. Учение Махариши широко распространилось по всему земному шару: на конец 2014 года количество практикующих ТМ в мире составляло несколько миллионов человек.
Немудрено, что она привлекла внимание психологов и социологов, которые обнаружили невероятное: когда в одном регионе одновременно медитирует некое сверхпороговое количество людей, происходит духовное и психическое оздоровление всей прилегающей местности — снижается количество дорожных аварий, мелких правонарушений и преступлений, связанных с насилием. Исследование этого феномена проводилось на уровне города, страны, региона и целого континента, в результате чего было установлено: если свыше 1% населения регулярно практикует ТМ, то так называемый эффект Махариши становится измеримым. Но когда «в товарищах согласья нет» и в обществе, наоборот, процветает поляризация настроений и мнений, это приводит к нежелательным физическим и социальным последствиям: техногенным катастрофам, землетрясениям, революциям и даже войнам.
Эффект плацебо
Вариант эффекта Хортона — это применение плацебо в медицине, когда под видом лекарства пациенту дают пустышку — неактивное вещество, которое тем не менее оказывает положительное воздействие на больного за счёт активного внушения .
Злая шутка
В некоторых случаях бессознательная негативная установка может сыграть злую шутку даже с теми людьми, которые искренне заинтересованы в положительном результате своей деятельности. В парапсихологии, например, отмечен так называемый эффект Билоффа, названный в честь английского исследователя аномальных явлений с российскими корнями — Джона Билоффа (Белова).
Тот оказался своего рода чемпионом по невезучести, поскольку неосознанно подавлял любые экстрасенсорные воздействия в радиусе до одного километра. Как ему вообще удавалось работать парапсихологом, остаётся загадкой…
Поделитесь в социальных сетях
Комментарии 0
[ <!—->Регистрация<!——> | <!—->Вход<!——> ]
<!— —>
Оригинал earth-chronicles.ru