1
НЕЗЫГАРЬ
Надана Фридрихсон, специально для Незыгаря.
Израильско-палестинский конфликт может выйти за рамки двухсторонней эскалации и стать поводом для более масштабной региональной войны. И планируют это не Штаты, а сам Израиль, часть иранской элиты, и главное — Китай.
Администрация Байдена вполне явно демонстрирует, что противостояние с Поднебесной становится приоритетной задачей, посколько экономический и военный потенциал Китая все больше и больше угрожает привычному для США положению дел в мире. Для Вашингтона есть несколько барьеров по сдерживанию конкурента: ближневосточный, центрально-азиатский, европейский, азиатско-тихоокеанский.
Сейчас команда Байдена пытается перенести основной вес на ближние подступы к китайским границам, попутно пытаясь вырвать Иран из китайского проекта «Один пояс — один путь», который после подписанного в марте соглашение между Тегераном и Пекином становится все более и более реальным.
В Вашингтоне полагают, что прорыв по СВПД позволит реформаторам одержать вверх на предстоящих президентских выборах и начать выстраивать альтернативные Китаю экономические связи. «В ответ» США торгуются, чтобы Иран свернул активность на внешнем контуре: Ирак, Сирия, в первую очередь. Это усилит конфликт с консервативным крылом, но реформаторов уверяют, что решение социально-экономических проблем перетянет общественное мнение на их сторону. Пусть и на время, но закрытый иранский вопрос позволит американцам активизироваться по другим направлениям — вывод войск из Афганистана, попытка разместить контингент в Центральной Азии, обострение на границе Киргизии и Таджикистана, все это направлено против проекта Шелковый путь и планов Пекина закрепиться как на центрально-азиатском и ближневосточном направлениях, так и европейском.
Но этот расклад не устраивает Израиль, часть иранской элиты и сам Китай. Иранские консерваторы не в восторге от сделки с Большим Сатаной, да и в целом инвестиционную открытость страны они воспринимают враждебно, считая, что когда долго вглядываешься в капитализм, капитализм начинается вглядываться в тебя со всеми последующими разрушениями. Кроме того, для консерваторов и КСИР важно сохранить позиции на внешних рубежах, а как раз они и поставлены под удар торгами по СВПД. Ну, а Пекин при данном раскладе, конечно заинтересован сохранить безальтернативное для Ирана партнёрство и удерживать США на дальних от себя подступах, например, втянув их в локальный военный конфликт. Очевидным шагом было бы спровоцировать консервативное крыло в пику реформаторам пойти дальше угроз и не словом, а делом оказать помощь палестинцам. На днях глава спецподразделения «Аль-Кудс» в составе КСИР Исмаил Кани в телефонном разговоре с одним из лидеров ХАМАС Исмаилом Хания заявил, что Тегеран окажет «всестороннюю поддержку» в борьбе против Израиля. Но этого, очевидно, мало. Американцы не сдали назад, даже на фоне разговоров о вовлечённости Ирана в эскалацию. Госсекретарь США Блинкен заявил, что переговоры по сделке продолжатся, несмотря и вопреки подобным предположениям. Значит, нужен более весомый повод и Китай не без участия Израиля теоретически могут его организовать. Кибератака на один из заводов, и нечто подобное происходило недавно в Натанзе, атака на нефтяные терминалы Ирана или на порты. Плацдармом может выступить Сирия, если Израиль начнёт массированную атаку на иранские и проиранские силы. Это может вынудить США активизировать своё военное присутствие в этой стране раньше, чем им того хотелось бы.
Срыв переговоров по СВПД станет крахом для реформаторов. На президентских выборах победит консервативное крыло и Тегеран начнёт навёрстывать упущенное. США придётся выбирать — либо концентрировать усилия по сдерживанию Ирана, доставая попутно из архивов папку с планами по раскачке страны, и на это рассчитывает Израиль, либо продолжить сдерживание Китая на ближних к нему подступах. В Пекине могут полагать, что региональные игроки не позволят американцам оставить Ближний Восток при таком раскладе
Источник vizitnlo.ru