19
Треть жителей России испытывает удовлетворение, наблюдая за арестами высокопоставленных чиновников, свидетельствуют данные свежего опроса «Левада-центра». Каждый громкий арест сопровождается, как правило, масштабной медиа-кампанией в государственных СМИ: важно показать, что борьба с коррупцией на идет всерьез, невзирая на лица. К тому же это лишний повод подчеркнуть – есть власть, которая реально противостоит взяточникам и расхитителям, а есть «болтуны в Интернете», к которым честному россиянину не стоит прислушиваться.
Осведомленность об уголовных делах против высокопоставленных чиновников довольно высока. 9% опрошенных внимательно следили, как развиваются события после арестов экс-министра открытого правительства Михаила Абызова и бывшего полпреда на Дальнем Востоке Виктора Ишаева. Еще 51% – «что-то слышали» об этом. Но, как видим, даже испытывающих удовлетворение (равное в данном случае злорадству) от созерцания большого начальника в наручниках уже гораздо меньше. Успехом власти такие результаты не назовешь.
И как показывает тот же опрос, все для Кремля в этом плане складывается неважно. Средний россиянин усилия власти по борьбе с коррупцией воспринимает совсем не так, как ей бы хотелось.
Всем памятны аресты губернатора Кировской области Никиты Белых, главы республики Коми Вячеслава Гайзера (в Коми вообще чуть не все начальство пересажали), губернатора Сахалина Александра Хорошавина, министра экономического развития Алексея Улюкаева, сенатора Рауфа Арашукова.
Начальников калибром поменьше зарживают едва ли не ежедневно. Вот самое начало мая – задержан за получение взятки замначальника кемеровской полиции Вячеслав Безлюдько. На том же погорел управляющий микрорайоном Самары Дмитрий Гуренков, кстати в прошлом – лидер местной ячейки Национально-освободительного движения (НОД), успевший прославиться в сети многочисленными доносами на независимые СМИ.
Все это должно демонстрировать публике, что власть ведет постоянную и успешную борьбу с коррупцией. Ведь она для россиян одна из главных проблем: занимает почетное третье место, вслед за ростом цен и бедностью. К тому же несистемная оппозиция легко зарабатывает очки как раз на разоблачениях коррупционеров.
Недаром ФСБ затеяла в начале мая на своем сайте анонимный опрос об отношении к государственной политике по борьбе с коррупцией и уровне коррумпированности в здравоохранении, ЖКХ, образовании и госуслугах.
На начальников надевают наручники, но только 24% россиян считают, что это – «проявление серьезной борьбы с коррупцией в государственном аппарате». 28% убеждены, что население таким образом просто отвлекают «от серьезных проблем в экономике», еще 31% – что перед нами «результат борьбы за передел сфер влияния между высокопоставленными чиновниками». Иными словами – подавляющее большинство опрошенных полагают, что все это либо пустой пиар, либо внутренние разборки одних коррупционеров с другими.
И это – вполне логичный результат представлений об устройстве современного российского государства, сформировавшихся за последние годы.
Грандиозные успехи власти на ниве борьбы с коррупцией существуют в телевизоре, а вот необъяснимые богатства чиновников и силовиков любого уровня можно наблюдать невооруженным глазом – они ведь давно уже и не прячутся. И потому очередной арест хоть сенатора, хоть губернатора, хоть министра уже не идет власти в плюс и объясняется отнюдь не желанием победить воров и взяточников. Ну, как в выражении «пчелы против меда».
После ареста Арашуковых один из политтехнологов, близких к администрации президента, утверждал, что муссирование темы на ТВ – не на пользу Кремлю: телезритель сделает вывод, что во власти сплошь ворье, и хватать можно любого.
А еще можно сделать вывод об этом самом среднестатистическом телезрителе. Принято почему-то считать, что россиянин целиком зависит от информации, которую навязывают ему государственные СМИ. Возможно, так и есть, когда речь идет об играх с имперскими амбициями. Но когда дело касается экономики, уровня коррумпированности власти успехов в борьбе с коррупцией, манипуляции не проходят. И все шоу со спецназом, горами наличности и дорогих часов, изъятыми у очередного жулика, не производят никакого впечатления.
Даже в Сталине, рост популярности которого так напугал либералов, люди видят в первую очередь того, кто способен железной рукой разогнать и покарать все это жулье.
Самый популярный ответ на вопрос: «Какие чувства у вас вызывают аресты высокопоставленных чиновников за мошенничество и хищениях?» – «Не вызывает никаких особых чувств». 40% респондентов.
За последние годы россияне выработали четкие взгляды на то, как функционирует государство: круговая порука и распил бюджета. И поменять их, показывая арест очередного начальника – всего одного из плеяды коррумпированных начальников, которого арестовывают по приказу других коррумпированных начальников, – попросту невозможно.
Источник vizitnlo.ru