«В итоге любого исследования хотелось бы видеть личность, а не только «человека из археологического памятника», биологический объект и носителя каких-либо традиций и технологий. Благодаря гуманитарной составляющей нашей концепции мы можем «нарисовать портрет» наших далеких предков — определить пол, возраст, эпоху, общественное положение и даже индивидуальные черты. Это проще, когда мы исследуем погребение известного человека. Но его современник, у которого не сохранилось даже имени, отличается только тем, что мы о нем меньше знаем, тогда как подход в изучении и инструментарий остаются теми же», — сказала Добровольская, выступая с докладом на конференции «Археология в XXI веке».
Такая концепция, отметила ученый, развивает традиционное биоархеологическое направление исследований. Последнее рассматривает костные останки в контексте археологического памятника, учитывая, что в строении скелета каждого человека отображается его образ жизни. Помимо окружающей природы на него влияют и физическая деятельность, и общественное положение, и питание — все то, что можно обобщенно назвать культурной средой.
«Но мы должны смотреть на человека давних эпох еще и глазами той культуры, к которой он принадлежал и которую создавал. По особенностям, связанным с обнаружением в культурном слое человеческих останков, мы пытаемся понять отношение социума к этому человеку», — рассказала ученый. Наиболее ярко, уточнила она, это проявляется в погребальных обрядах, которые нигде и никогда не были абсолютно стандартизированы.
Также, добавила Добровольская, исследователю необходимо не упускать из внимания, что представления о качестве жизни в современном обществе могут не совпадать с нормами, принятыми в культурах прошлого.
«У нас считается аксиомой, что жить до преклонных лет и питаться разнообразно — это хорошо. Но совершенно не обязательно, что эти представления в том же виде существовали в древних культурах. Поэтому, когда мы изучаем останки человека, который, по современным меркам, жил мало и питался как придется, это совершенно не означает, что он не занимал высокое социальное положение и что такое качество жизни считалось низким», — сказала представитель ИА РАН. Чтобы делать такого рода предположения, отметила она, нужно очень хорошо знать культурный контекст не только этого памятника археологии, но и целого круга ему подобных. «А такая работа невозможна без опоры на археологические источники. Это и есть та самая гуманитарная составляющая, основа представляемой концепции», — сказала ученый.
«К примеру, может существовать предрасположенность организма к непереносимости цельного молока или некоторых белков, причем в зависимости от образа жизни она может развиться в фактическое проявление. При нынешних темпах роста населения планеты все редкие аномалии чаще всего будут проявляться в виде предрасположенностей. Наши дальние предки, известные лишь по археологическим источникам, могут помочь тем, что «расскажут» о корнях той или иной предрасположенности, которая сохранилась у ныне здравствующих потомков. Таким образом, понимая обстоятельства появления проблемы — почему та же непереносимость цельного молока была полезна, — нам будет легче обратить ее себе во благо. А здесь, как видим, археология идет рука об руку с генетикой и медициной», — заключила Добровольская.
Научная часть международной конференции «Археология в XXI веке» прошла 26-27 июня в здании Президиума РАН в Москве, 28 июня — заключительный день встречи. Она приурочена к празднованию 100-летия российской академической археологии, 190-летию Германского археологического института и 25-летию его сотрудничества с Институтом археологии РАН. Ученые из обоих институтов, а также из Института истории материальной культуры РАН и их коллеги из Великобритании, Испании, Израиля, США и Китая выступают с сообщениями о новых подходах к изучению и реконструкции археологических памятников, о естественнонаучных методах исследований и проблемах охраны культурного наследия.
Оригинал earth-chronicles.ru