129
На Восточном экономическом форуме (ВЭФ), который проходит во Владивостоке, на одной из сессий сделал несколько заявлений Олег Дерипаска. По его мнению, Центробанк как мегарегулятор должен прекратить свое существование.
«Создание мегарегулятора, как объяснял Шувалов и Дмитрий Анатольевич Медведев, имело задачу ускорить экономический рост. После создания мегарегулятора прошло шесть лет, экономический рост не ускорился. Значит, нужно посмотреть на другой шаг – разделить полномочия», — сказал Дерипаска.
Озвучивают это, к сожалению, только единицы из бизнеса, тем не менее это не делает Дерипаску героем, он лишь озвучивает объективную проблему, оставаясь все тем же олигархом, которому ЦБ мешает зарабатывать. О ситуации в беседе с Накануне.RU рассказал доктор экономических наук, профессор МГИМО Валентин Катасонов.
– Почему это так беспокоит Дерипаску?
Он все-таки работает в реальном секторе экономики, а те предприниматели, которые имеют дело с этим сектором, чувствуют жесткую хватку Центрального банка, который своей ключевой ставкой фактически душит реальный сектор экономики. Плюс к этому – под видом так называемого таргетирования инфляции ЦБ изымает денежную массу, и денег не хватает. В условиях дефицита денежной массы на арену выходят ростовщики-кредиторы и начинают предлагать кредиты, которые уничтожают реальный сектор экономики.
То есть ЦБ – это такой деструктивный институт, который, наверное, нанес за эти годы существования РФ ущерб, сопоставимый с тем ущербом, который наносил гитлеровская армия в годы Великой Отечественной войны. И я не утрирую.
– Он хочет ослабить ЦБ или просто отменить ранее принятые меры?
– Олег Дерипаска просит лишь того, что записано в Конституции РФ – чтобы ЦБ действительно стал органом государственного управления. Сейчас он таковым не является. Зайдите на сайт ЦБ и вы увидите удивительные формулировки, что, оказывается, ЦБ – это институт, который действует автономно от государства. Принимаются странные законы, например, федеральный закон о ЦБ, статья вторая, которая прямо говорит – Центробанк не отвечает по обязательствам государства, государство не отвечает по обязательствам Центрального банка.
В данном случае Центральный банк – это троянский конь, которого сюда запустили хозяева денег, и который здесь проводит деструктивную политику.
– Кажется, он только после санкций начал об этом беспокоиться?
– Нет, Дерипаска еще до санкций, пожалуй, один из немногих предпринимателей, который смело заявлял, что ЦБ, мягко выражаясь, не содействуют экономическому развитию страны. Это было еще до санкций, справедливости ради нужно сказать. Это постоянная проблема. Еще года 2 назад Дерипаска даже в Давосе сформулировал свое отношение к Центральному банку. Я тогда был поражен, потому что мало кто из предпринимателей решается на такие заявления. Скажем, Потанин тоже связан с реальным сектором экономики, но таких заявлений за ним не замечено. Дерипаска – единственный, кто такие заявления делает.
– То есть это не преследование сугубо личных бизнес-интересов, это объективная проблема?
– Это объективная проблема, да. В кулуарах любой предприниматель из реального сектора экономики вам скажет примерно то же самое, что вслух сказал Дерипаска.
– Сам процесс создания мегарегулятора ведь был чем-то обоснован?
– Создание финансового мегарегулятора – это откровенная диверсия, поэтому все эти разговоры насчет экономического роста – в мире нет крупных центральных банков, которые бы выполняли функцию финансового мегарегулятора. Вообще эта концепция финансового мегарегулятора себя не оправдала. Долгое время показывали пальцем на Англию, где был создан институт, который выполнял функцию мегарегулятора, некоего координатора, который отвечал за разные аспекты, разные сегменты финансового рынка. Но даже там сейчас этот институт ликвидирован.
Единственная более-менее крупная страна, в которой ЦБ было поручено выполнять функции финансового мегарегулятора – это был Казахстан. И примечательно, что в начале этого года в их парламенте родился законопроект, чтобы центробанк Казахстана опять стал просто центральным банком, и был ликвидирован этот статус финансового мегарегулятора.
Мы единственная страна из крупных стран, где проводится такой опасный эксперимент.
– Но ведь за шесть лет экономический рост не произошел не только из-за ЦБ?
– Реально экономикой управляет Центральный банк. Все остальное – Минэкономразвития, Минпром – это все статисты, они ничем не управляют. У нас сложилась парадоксальная ситуация – все рычаги управления находятся у финансового регулятора, то есть у Банка России. Но финансовый мегарегулятор почему-то сам себе в нарушение Конституции РФ определил основной задачей таргетирование инфляции. Статья 75 Конституции РФ говорит о том, что главная задача ЦБ – это защита и обеспечение стабильности российского рубля. Это совершенно разные вещи.
И ни прокуратура, ни Конституционный суд на это никак не отреагировали. Мы уже в условиях такого беспредела существуем примерно с 2013 года, когда Набиуллина пришла в ЦБ и объявила, что она будет заниматься таргетированием инфляции. А Министерство экономического развития, на которое, вроде бы, возложены задачи, связанные с экономикой, с темпами экономического роста, оно не имеет никаких рычагов. Поэтому складывается смешная и глупая ситуация. Орешкин надувает щеки, занимается прогнозированием, такой «астрологией», но он реально-то никаких рычагов управления не имеет. А ЦБ имеет все рычаги управления, но за экономическое развитие не отвечает. Вот нас так разводят – разделяй и властвуй.
Источник vizitnlo.ru