Мы умрём. Этот неоспоримый факт сопровождает каждого из нас с того самого момента, когда в детстве мы впервые увидели мёртвую птицу, потеряли любимого домашнего питомца или столкнулись с гораздо более тяжёлой утратой.
Тем не менее, несмотря на глубокое понимание того, что наши дни сочтены, большинство людей каждое утро продолжает ходить на работу, встречаться с друзьями, влюбляться и просто жить обычной жизнью, находя в этом удовольствие.
Так почему же мы не погружаемся в бездну экзистенциального ужаса, где абсолютно всё теряет свой смысл и лишается цели?
Как полагают исследователи из Университета имени Бар-Илана в Израиле, наш мозг «запрограммирован» на то, чтобы мешать нам задумываться о нашем собственном неизбежном уходе.
Прийти к такому выводу исследователям под руководством профессора Ави Гольдштейна (Avi Goldstein) помог специально разработанный эксперимент.
При его проведении 24 мужчинам и женщинам выполнялась магнитоэнцефалография. Во время записи мозговой активности добровольцам на установленном перед ними экране показывали лица.
Это было их собственное фото, портрет незнакомца или незнакомки. Во время одной такой сессии участникам эксперимента несколько раз показывали одну и ту же фотографию, а затем после серии повторений на экране вдруг появлялось новое изображение.
При смене картинки учёные регистрировали на магнитоэнцефалограмме всплеск мозговой активности. Это была реакция на внезапно возникший новый образ вместо того, который доброволец ожидал увидеть.
Таким образом исследователи фиксировали устойчивую реакцию «удивления» мозга в ответ на смену картинки. Причём она не зависела от того, возникало ли после серии собственных фото изображение незнакомца или наоборот.
На втором этапе испытаний фото лиц сопровождались надписями. Часть из них были нейтральные, а ещё часть так или иначе были связаны со смертью (например, фигурировали слова «похороны» или «погребение»).
И здесь учёные обнаружили неожиданное поведение мозга исследуемых добровольцев. Когда после серии чужих фото участник неожиданно видел собственное лицо с одной из «траурных» надписей на экране, его мозг как бы «отключался» и не реагировал на этот сигнал, как на неожиданный.
То есть нервная система просто игнорировала изображение собственного лица в контексте смерти.
При этом, если за демонстрациями одного и того же портрета участникам исследования внезапно показывали снимок незнакомца со «смертельной» надписью или собственное фото с нейтральной, на магнитоэнцефалограмме появлялся обычный всплеск активности, отражающий «удивление» мозга участника.
«Наш мозг «не признаёт», что смерть имеет к нам отношение. В него встроен механизм, благодаря которому мы расцениваем информацию, связывающая нас и смерть, как ненадёжную, а потому не заслуживающую доверия. Формально наш разум не может отрицать, что мы смертны, но всё же человек воспринимает смерть больше как нечто, происходящее с другими», – поясняет один из авторов исследования Яир Дор-Зидерман (Yair Dor-Ziderman) изданию The Guardian.
По словам учёных, они впервые показали, что стимулы, вызванные изображением собственного лица в сопровождении слов о смерти, подавляются нашим мозгом. Этот механизм, по-видимому, является одним из способов человеческой психики справится с тревогой, связанной с собственной неизбежной кончиной.
Научная статья израильских исследователей будет опубликована в ноябре в издании NeuroImage.
Оригинал earth-chronicles.ru