2
Русский Демиург
Что может внятного и интересного сказать миру нынешняя полулиберальная Россия?
Пространство СНГ становится для России всё более проблемной зоной. Союзнические форматы не работают, союзники ловко многовекторят направо и налево, вливаясь в военные и цивилизационные форматы врагов России. Причина одна – у России нет денег на инвестиции в этих странах, а у Запада, Турции или Китая они есть. С точки зрения элит СНГ Россия бесперспективный союзник.
Они строят с Россией отношения по принципу «с паршивой овцы хоть шерсти клок», получая все необходимые экономические и военные преференции, но активно затаскивая в свои страны западные институты влияния, полагая, что создают систему балансов между центрами силы. На самом деле они поглощаются нашими конкурентами, не имея против этого никаких возражений. А в России тем временем живут от выборов до выборов, занимаясь не стратегией развития, а удержанием стабильности до следующего плебисцита.
Элита прикладывает все силы дал партнёрства с Западом, хотя понятно, что это миф, с помощью которого закрепляется российская слабость. Никакого партнёрства между государствами быть не может. Партнёрство хорошо, когда оно играет роль ширмы и отмычки к другим центрам силы. То есть под прикрытием риторики партнёрства вы совершаете экспансию и поглощение.
Если же вы говорите о партнёрстве тем, кто вас поглощает, то вы или искренне заблуждаетесь, или скрытно способствуете этому поглощению. В любом случае пока Россия культивирует экономическую немощь, пытаясь в рамках монетаристской парадигмы, слегка разбавленной госкапиталистическими вкраплениями, решить вопросы поиска согласия между разнонаправленными элитами, стратегическое пространство ближнего зарубежья будет дрейфовать от России.
Ни в одной дружественной республике бывшего СССР нет пророссийских сил и институтов. Ни одного НКО, декоративное Россотрудничество, проводящие конкурс сочинений по русскому языку и тому подобные форматы, можно не считать. Российские структуры Sputnik во всех республиках плотно контролируются местными царьками, с которыми не хотят ссориться в России. В итоге это вполне комплиментарные СМИ, продвигающие не столько нашу повестку у них, сколько их повестку у нас.
Сохранение прежней политики в отношении союзников связано с комплексом идей тех элитных групп в России, что сформировались в 80-е и 90-е, чуть скорректировавшись в нулевые, но в основе своей сохраняющие лояльность идее интеграции в Запад от Лиссабона до Владивостока поверх разделительных линий. Этот миф служит ловушкой для России, но не для Запада. Старые мифы не работают, новых не создано.
Экономический уклад в России должен быть более централизованным, прежде всего в сфере финансового регулирования. Но системные либералы сохраняются во власти в качестве знака Западу о дружеских намерениях. При том, что стратегической безопасностью либералы заниматься не могут, и ресурсы для этого находить не в состоянии.
Суверенитет – это не право умеренно либеральной элиты определять правила поведения в мире. Суверенитет – это комплекс идей национального обособления, для которых создаётся политический и экономический механизм. Для Запада это глобальная либерализация, для Турции – пантюркизм, для Китая – социализм с китайской спецификой. Что может внятного и интересного сказать миру нынешняя полулиберальная Россия?
Она не за социализм в принципе. Тюркской идентичности она опасается, русской избегает. Многонациональную использоваться не способна – в ней идентичность и лояльность раскалываются на куски и расползаются к конкурентам. Остаётся пересказывать либеральные тексты Запада, от которых он сам давно оказался.
Едва ли это способствует суверенитету. Тем более не помогает экспансии, без которой суверенитет не нужен. Смена доктрин и смена элит – вот то, без чего у России нет будущего. В карете прошлого далеко не уедешь.
Источник vizitnlo.ru