В начале XX века американский философ и один из отцов психологии Уильям Джеймс утверждал в своей работе «Энергии людей» (1909), что «мы используем только небольшую часть своих умственных ресурсов». Эти слова вдохновили других авторов, таких, к примеру, как Лоуэлл Томас, который в предисловии к знаменитому бестселлеру «Как завоевывать друзей и влиять на людей» написал, что люди используют лишь 10 процентов своего мозга. (esoreiter.ru)
Рождение мифа
Это мнение приобрело еще больший вес после проведения первых научных исследований мозга. Предполагалось, что большая часть коры головного мозга остается «молчаливой» или «неактивной», и этот факт подтвердили первые электроэнцефалограммы, которые смогли «обнаружить» только незначительную часть мозга.
Все это помогло сформировать миф (ныне широко распространенный) о том, что люди задействуют только 10 процентов своего мозга. Это позволяет предположить, что при определенных условиях человек может воспользоваться своим нереализованным 90-процентным потенциалом и значительно повысить умственные способности. Некоторые люди, изучающие паранормальные явления, даже утверждают, что эти 90% можно использовать для овладения телекинезом и развития экстрасенсорного восприятия.
Используем ли мы только 10 процентов ресурсов своего мозга
К удивлению многих, последующие научные исследования показали, что на самом деле люди используют все возможности своего мозга, даже если речь идет о решении незначительных задач. Когда работу мозга наблюдают с помощью МРТ, хорошо видно, что все его участки остаются активными — даже во время сна, поскольку тогда мозг выполняет такие важные задачи, как укрепление памяти и ряд других.
Сама мысль о том, что 90% нашего мозга остаются бездействующими, абсурдна, если рассчитать количество требующейся мозгу энергии. В то время как мозг грызунов и собак потребляет 5% всей суточной энергии, а обезьяны — 10%, мозг человека, который у взрослого составляет всего 2% его массы тела (примерно полтора килограмма) потребляет 20% суточной энергии.
Испанский нейропсихолог Хосе Рамон Гамо в интервью газете «El País» категорически заявил: «Совершенно неверно, что мы используем только 10% нашего мозга. Нейронаука показала, что при выполнении общих задач мы задействуем все 100%. Такие технологии, как МРТ, пролили свет на уровни активности мозга и показали, что неактивны только те его области, которые были повреждены. Также стало очевидным, что и во время сна все участки нашего мозга имеют определенный уровень активности».
Ученые прошлого спутали количество нейронов в мозге с его ресурсами
Д-р Пабло Иримия, член Испанского общества неврологов, в интервью газете «La Vanguardia» заявил: все данные указывают на то, что мозг работает в полном объеме для правильного функционирования механизмов мышления. Поэтому наивно думать о том, что у нас имеются скрытые способности, которые мы могли бы «разбудить». Однако, тренируя мозг посредством интеллектуальной деятельности, такой как чтение, мы можем увеличить число нейронных связей, которые отвечают за формирование памяти, скорость и качество мышления.
Иримия пришел к выводу, что миф об использовании 10 процентов нашего мозга распространился из-за неверного представления о количестве мозговых клеток. Нейроны составляют приблизительно 10% от общего их числа, а остальные – глиальные – клетки поддерживают нормальное функционирование нейронов и мозга в целом. Таким образом, вполне возможно, что процент нейронов был перепутан с используемой емкостью мозга.
Миф разрушен – загадки остались
Итак, наука разрушила миф об использовании пресловутых 10 процентов человеческого мозга. Однако этот удивительный орган, позволивший нам стать самым умным и доминирующим биологическим видом на планете, скрывает еще множество загадок. К примеру, до сих пор неясно, как люди живут вообще без мозга или с малой его частью (есть и такие случаи), где «хранится» память, почему у самых умных людей активность мозга ниже средней, отчего некоторые люди после травмы мозга вдруг приобретают уникальные способности в живописи, музыке, математике, другие начинают разговаривать, читать и писать на многих языках, в том числе и давно «мертвых», ну и так далее…
[embedded content]