Музыкальные произведения разных культур порой настолько непохожи друг на друга, что порой кажется, как будто музыки как универсального явления не существует. Тем не менее, недавнее исследование специалистов из США показало, что это не так, и в основе всякой музыки лежат одни и те же психологические реакции на звук.
Группа ученых, представляющих Гарвардский университет и ряд других нучных организаций, сопоставили множество музыкальных произведений, составленных в рамках 86 различных культур. Специалисты поделили композиции на четыре категории в зависимости от того, какой смысл они должны были нести для слушателей. В одну группу вошли музыкальные композиции, в другую — произведения, посвященные любви, в третью — музыка, которой приписывалась целительная сила, и в четвертую — колыбельные. Также специалисты сопоставили свыше пяти тысяч теоретических работ, посвященных народному музыкальному творчеству, включая две с лишним тысячи переведенных текстов песен с аннотациями.
Несмотря на то, что музыка разных культур по некоторым «формальным» признакам могла отличаться вполне значительно — даже понятие «октава» лежит в ее основе далеко не всегда — ученые пришли к выводу, что назначение музыкальной композиции накладывало на него одни и те же особенности вне зависимости от того, где она была создана. Например, колыбельные неизменно были в среднем менее «эмоциональны», чем прочие. По ключевым признакам, которые прослеживаются в той или иной музыке с точки зрения антропологии и психологии, произведения одной культуры могли различаться между собой заметнее, чем «усредненный» результат для различных культур.
Специалисты также обращают внимание на то, что всего они изучили уклад 315 различных культур, и у каждой из них существовали слова, означающие «музыку» и «пение». Вероятно, это означает, что вне зависимости от прочих установок той или иной цивилизации музыка практически наверняка играет для нее значимую роль.
Оригинал earth-chronicles.ru