Ученые нашли лекарство от супербактерий в «боевой аптечке» конфедератов

Spread the love

Настольная книга медиков армии Конфедерации помогла молекулярным биологам открыть мощнейшее растительное средство, способное уничтожать даже самые неуязвимые колонии супермикробов. Первые итоги его применения были представлены в журнале Scientific Reports.

«Меня всегда интересовала история этой войны. Я твердо уверен в том, что мы должны полностью изучать наше прошлое и получать максимальную пользу от тех открытий, который делали наши предки. Мы надеемся, что сможем выделить те молекулы, которые отвечают за действие этого снадобья, и проверить их на реальных инфекциях», — рассказывает Дэниел Журавски (Daniel Zurawski) из университета Эмори в Атланте (США).

В последние годы перед медиками все шире и острее становится проблема появления так называемых «супербактерий» – микробов, стойких к действию одного или нескольких антибиотиков.

Среди них есть как редкие возбудители инфекций, так и очень распространенные и опасные патогены, такие как золотистый стафилококк (Staphilococcus aureus) или пневмококк (Klebsiella pneumoniae). Возникла реальная опасность того, что все антибиотики потеряют свою эффективность и медицина вернется в «темные века».

По этой причине молекулярные биологи и другие ученые сегодня не только активно разрабатывают новые антибиотики, но и пытаются найти аналогичные по силе молекулы, не похожие на них по принципам действия.

Журавски и его коллеги открыли очень простой, но при этом крайне эффективный препарат, способный уничтожать колонии и биопленки как минимум трех крайне опасных микробов, изучая историю Гражданской войны в США.

Ученых интересовал один из самых трагичных моментов в истории этого конфликта, связанный с медициной. Дело в том, что флот Конфедерации заметно уступал в силе военно-морским силам США, в результате чего фактически все ее порты были заблокированы в первые два года после начала войны.

Блокада привела к тому, что приток медикаментов из Европы полностью прекратился, что привело к огромным проблемам для военных и гражданских госпиталей содружества южных штатов, лишившихся и обезболивающих, и антисептических средств.

Нарастающий кризис и растущее число потерь заставили Сэмьюэла Мура, главного врача Конфедерации, обратиться за помощью к ботанику Фрэнсису Порчеру. Он попросил его составить каталог растений, произрастающих на территории юга США, которые можно было бы использовать в медицинских целях. Собранные им данные были использованы для наполнения «боевой аптечки» и справочника для медиков армии конфедератов.

Когда ученые начали изучать эти рецепты, их внимание привлек «тоник от омертвения тканей», для приготовления которого использовались три растения – кора белого дуба (Quercus alba), листья «трости дьявола», аралии колючей (Aralia spinosa) и побеги и корни тюльпанного дерева (Liriodendron tulipifera).

Эти представители флоры, как отмечают исследователи, широко используются в народной медицине индейцев. Они не уничтожают микробов сами по себе, но мешают им приспосабливаться к новым условиям среды и формировать биопленки, особенно стойкие к действию антибиотиков.

Все это заставило Журавски и его команду последовать рекомендациям Порчера, Мура и их современников, подготовить эликсиры и проверить, действительно ли они будут препятствовать росту микробов. Для этого ученые вырастили несколько культур супербактерий и обычных штаммов этих микробов и обработали их разными версиями конфедератского «тоника».

Как оказалось, настойки Порчера необыкновенно хорошо подавляли рост многих «супермикробов», в том числе колоний синегнойной палочки, золотистого стафилококка, пневмококков и других бактерий, стойких к действию карбапенемов, «лекарств последней надежды», и большинства других современных антибиотиков.

Что еще интереснее, вещества, содержавшиеся в этом «тонике», мешали микробам обмениваться сигналами и координировать свое поведение, что важно для быстрой выработки «иммунитета» к новым антибиотикам и борьбы с иммунной системой человека. Блокировка этой способности, так называемого «чувства кворума», делает синегнойную палочку и пневмококк заметно менее опасными для людей.

Пока ученые не знают, какие именно компоненты этих экстрактов подобным образом влияют на бактерий. При этом, Журавски и его коллеги уже выделили два десятка перспективных молекул из коры белого дуба, потенциально связанных с их благотворным действием. Они планируют проверить их работу на животных в самое ближайшее время, а также продолжат анализ «аптечки» конфедератов в надежде найти в ней другие интересные снадобья.

Spread the love