Эксперты в Испании призвали к ужесточению законов, касающихся реставрационных работ после того, как копия знаменитой картины художника Бартоломе Эстебана Мурильо стала последней в длинной череде произведений искусства, которые пострадали от разрушительного и уродующего их «процесса реставрации».
Частный коллекционер произведений искусства в Валенсии, как сообщается, заплатил реставратору 1200 евро за то, чтобы очистить картину Непорочного Зачатия. Однако работа пошла не так, как планировалось, и лицо Девы Марии оказалось неузнаваемым, несмотря на две попытки вернуть его в первоначальное состояние.
Этот случай неизбежно привел к сравнениям с печально известным инцидентом «Христос обезьяна» восемь лет назад, когда попытка набожного прихожанина восстановить картину бичеванного Христа на стене церкви на окраине северо-восточного испанского города Борха сделала ее совершенно неприглядной.
Параллели были также проведены с неудачной реставрацией многоцветной статуи Святого Георгия и дракона 16-го века в северной Испании, которая оставила святого воина, напоминающего Тинтина или фигуру Playmobil.
Фернандо Каррера, профессор Галицкой школы по сохранению и восстановлению культурного наследия, сказал, что такие случаи подчеркивают необходимость проведения работ только должным образом подготовленными реставраторами.
«Я не думаю, что этот парень — или эти люди — должны называться реставраторами», — сказал Каррера Guardian. -Давай начистоту: это боджеры, которые все портят. Они разрушают вещи.»
Каррера, бывший президент Профессиональной ассоциации реставраторов и консерваторов Испании (Acre), сказал, что закон в настоящее время позволяет людям заниматься реставрационными проектами, даже если у них нет необходимых навыков. -Ты можешь себе представить, чтобы кому-то позволили оперировать других людей? Или кому-то разрешают продавать лекарства без лицензии фармацевта? Или кто-то, кто не является архитектором, которому разрешено возводить здание?»
В то время как реставраторы были «гораздо менее важны, чем врачи», добавил он, эту сферу надо строго регулировать ради культурной истории Испании. -Мы видим такое снова и снова. Парадоксально, но это показывает, насколько важны профессиональные реставраторы. Мы должны инвестировать в наше наследие, но еще до того, как мы говорим о деньгах, мы должны убедиться, что люди, которые берутся за этот вид работы, были обучены этому.»
Оригинал earth-chronicles.ru